Настал момент, когда я нашла в себе силы все-таки ненадолго оторваться от билетов и отдознуть. Это... Как затишье перед бурей, как глубокий вдох перед финальным броском. В общем, я впервые за долгое время взяла в руки художественную литературу, которую просто захотела прочитать. На этот раз мне попалась "Колыбель для кошки" Курта Воннегута.
На самом деле, я столько времени провела за специализированной научной литературой, что теперь, взяв в руки обычную книгу, растерялась: что здесь правда? Я-то уже свыклась с тем, что то, что я читаю, следует принимать всерьез. А потом (где-то на середине книги) я наконец-то вспомнила, что (о боже-боже!) это просто-напросто научная фантастика и ничего из того, что там описано, в мире нет. Ни государства Сан-Лоренцо, ни Боконона с его боконизмом, ни льда-девять, способного убить всё на свете. И я даже не знала, как мне к этому относиться, потому что есть тут кое-что, что лично мной воспринимается, как истина.
И еще я подумала, что если человек хочет понятно донести свою философию, он непременно должен облечь ее в художественную форму. Написать роман, например. Просто голые рассуждения очень редко кому интересны: лично я в свое время буквально "давилась" философскими изысканиями Хайдеггера (хотя он - вообще отдельная тема), Бубера etc. А Воннегут помог мне отойти от трудноперевариваемых текстов и просто расслабиться. На книгу в общей сложенности у меня ушло часа четыре. Я наслаждалась легкими мыслеформами, которые заплетались в незамысловатый, на первый взляд, сюжет. В конце этот сюжет перерос в форменный театр абсурда, который кк нельзя лучше передает кульминацию человеческой глупости - до кульминации мы в нашей глупости еще не дошли, хотя она, думается мне, не за горами. Не за горой Маккейба, где мы встречаем конец повествования, финал всего.
Когда я начинала читать роман, я думала поразмышлять здесь над одной идеей, которая представляется мне вампитером всего сюжета. Это проблема, которую затронул даже Анри Файоль в своих основных принципах управления. Он говорил, что полномочия равняются ответственности. Немного перефразируя один из незабвенных принципов управления, могу сказать, что не только полномочия, но и возможности равняются ответственности. Мы в ответе за тех, кого приручили. За то, что приручили. За то, что заставили плясать под нашу дудку.
Воннергут пишет, что в день, когда на Хиросиму сбросили атомную бомбу, ее создателя заинтересовала веревочка. А формальный начальник этого создателя осуждал человека, убившего двадцать шесть человек.

" - Только подумать, - сказал доктор Брид, - что у него на совести было двадцать шесть человек!
- С ума сойти! - сказал я".

Дело в том, что мы слишком редко задумываемся над последствиями того, что мы делаем. И чем значительнее нам кажется наше дело (с точки зрения нашего честолюбия), тем меньше нас волнует то, к чему оно приведет. Но если бы я была боконисткой, я сказала бы, что так должно было произойти.